Управление образованием Администрации города Юрги
 

Образование детей с ОВЗ

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Одной из важных задач образования является его доступность для социальных групп детей, имеющих «невыгодные» стартовые условия в обществе. Среди таких групп особое место занимают дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ нормативно регулирует право на образование и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ОВЗ как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.

Вопрос о создании условий для образования детей с ОВЗ в системе образования города является приоритетным. В данной сфере деятельность Управления образования направлена на достижение следующей цели: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка-инвалида, открытой для его родителей (законных представителей) и гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающегося.

Для формирования такой среды необходимо наличие ряда условий:

  1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
  2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями, информационно-просветительское обеспечение.
  3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Использование различных видов образования. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
  4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
  5. Кадровое обеспечение.

Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды.

Управление образованием города Юрги уделяет большое внимание созданию условий комфортного пребывания обучающихся с ОВЗ в образовательных учреждениях.

В городе Юрге сохранена система специального (коррекционного) и интегрированного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В частности, существует сеть специализированных общеобразовательных учреждений (МКОУ «Школа-интернат» Юргинского городского округа, МКОУ "Начальная школа - детский сад  №33 г.Юрга", МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №28 "Ромашка"), осуществляющих обучение по адаптированным программам, в которых обучается 577 человек:

- для детей с нарушениями зрения – 168 детей, из них 104 ребенка дошкольного возраста;

- для детей с тяжелыми нарушениями речи–54 ребенка и нарушением опорно-двигательного аппарата- 10 детей,

- для детей с проблемами в интеллектуальном развитии ––345 детей;

28 дошкольных образовательных учреждений имеют в своей структуре 11 групп компенсирующей направленности для 196 детей с тяжелыми нарушениями речи;

- на логопунктах в д/садах – получают помощь логопедов 350 воспитанников.

Начиная с 2012 года, в соответствии с федеральной государственной программой «Доступная среда» на 2011-2020 годы» в нашем городе происходит совершенствование коррекционно-развивающей образовательной среды. В реализацию данной программы включены три общеобразовательные школы города Юрги – №№ 3,8,15.

В рамках реализации госпрограммы больше всего работ по обеспечению архитектурной доступности школ для обучающихся с ОВЗ и инвалидов связано с устройством пандусов, расширением дверных проемов и оборудованием санитарно-гигиенических помещений. Всего к началу 2016 г. 7 образовательных учреждений города оборудованы пандусами. Из них – 3 школы (в рамках госпрограммы), 3 детских сада (дошкольные учреждения: № 7, 42, 43), 1 - учреждение дополнительного образования детей (детско-юношеский центр). В случае необходимости дети-инвалиды (колясочники) дошкольного возраста имеют возможность доступа в дошкольное отделение школы № 15. В детско-юношеском центре все помещения на первом этаже имеют расширенные дверные проемы и не имеют порогов.

Для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий создан центр дистанционного образования на базе МБОУ «ООШ № 3 г.Юрги» (начальный и основной уровни общего образования).

Дистанционное обучение для получения среднего общего образования организовано на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С.Федоровского».

В библиотечно-информационный центр гимназии вошел комплект информационного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В детских садах, которые посещают дети-инвалиды, обеспечены условия: реализуются комплексные коррекционные программы, разработаны индивидуальные образовательные маршруты, приобретена специализированная мебель, в штате дошкольных образовательных организаций имеются квалифицированные специалисты.

В 2017 году два специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждения города Юрги включены в реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

Адаптированы официальные сайты образовательных учреждений с учетом потребностей инвалидов по зрению.

Пункты сдачи ЕГЭ оборудуются с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов в соответствии с требованиями Порядка проведения единого государственного экзамена. Для обучающихся 9- классов также были созданы условия для сдачи ГИА с учетом заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Построение образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся. Согласно разделу 3 приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» определены степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека (в том числе – способность к обучению). На основании данных ограничений все дети являются обучаемыми.

Несомненно, что без поддержки специалистов: логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тифлопедагогов и др., инклюзивное образование не станет качественным.

Получение образования детьми с ОВЗ осуществляется в образовательных учреждениях через организацию инклюзивного и индивидуального обучения. Им предоставлена возможность получения образования по различным образовательным маршрутам: обучение по адаптированным образовательным программам (с согласия родителей); по индивидуальным учебным планам; индивидуальное обучение на дому; обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обеспеченность детей с ОВЗ и детей-инвалидов образовательными услугами в 2016/2017 учебном году:

- индивидуальное обучение на дому получает – 102 учащихся;

- в том числе с применением дистанционных образовательных технологий – 11 (на базе школы № 3(уровни начального и основного общего образования – 10 человек); на базе школы № 14 (средний уровень общего образования – 1 человек);

- в специализированных классах получают образование 375 обучающихся;

- в условиях инклюзии (совместно с обычными детьми) обучается 56 обучающихся;

- обучение в общеобразовательных учреждениях по адаптированным образовательным программам получают 407 обучающихся.

Дети-инвалиды имеют необходимые условия, помощь квалифицированных специалистов, педагогов. Эти дети включены в общую образовательную деятельность: уроки и кружки, праздники и олимпиады, походы и экскурсии. В образовательных учреждениях в рамках плана работы учреждения на год разработаны специальные мероприятия, позволяющие детям-инвалидам принимать участие в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Важно принять грамотное решение, тем более, когда решается судьба ребенка с особенностями в развитии.

В городе создана система раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей и учета численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приказами Управления образованием определены состав и порядок работы Территориальной психолого-медико-педагогической-комиссии (ТПМПК). В учреждениях образования созданы психолого-медико-педагогические консилиумы. Но центральная роль в реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья отводится ПМПК.

Вопрос о выборе, в том числе об определении формы получения образования и типа образовательной организации ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, его инклюзии в образовательную среду, определяется рекомендациями ПМПК исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Согласно п.3, ст.55 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Определение образовательного и реабилитационного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью осуществляется при непосредственном участии его родителей (законных представителей). Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Процессы модернизации в системе образования города напрямую связаны с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования для детей с ОВЗ и с интеллектуальными нарушениями.

С 01.09.2016г. в общеобразовательных учреждениях города началась реализация ФГОС с ОВЗ и ФГОС с интеллектуальными нарушениями.

По ФГОС НОО для детей с ОВЗ получают образование в «НШДС № 33» 23 ребенка. В связи с этим в 2016/2017 учебном году открыто 2 первых класса на базе МКОУ «Начальная школа – детский сад №33 г.Юрги».

Образование по ФГОС НОО для детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется на базе МКОУ «Школа-интернат».

Таким образом, созданные условия для развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в системе образования города позволяют осуществлять обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях, преимущественно по месту жительства. И в свою очередь отсутствует необходимость помещения детей с особыми образовательными потребностями на длительный срок в интернатные учреждения. Это обеспечит условия для проживания и воспитания детей в семье, их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

 

Главный специалист Управления образованием

Н.С. Корнеева